Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Защита прав потребителей / Пресс-релизы /
 
В Роспотребнадзоре по Республике Алтай прошел «круглый стол» по проблемам электронной коммерции PDF Печать

В рамках мероприятий Всемирного дня защиты прав потребителей 20 марта в конференц-зале Роспотребнадзора по Республике Алтай состоялось заседание «круглого стола» по теме «Защита прав потребителей в сфере электронной коммерции. Проблемы защиты прав потребителей по сделкам, совершенным в сети Интернет»

В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития и туризма, Министерства внутренних дел, Управления Роскомнадзора, Почты России, муниципальных образований, общественных организаций по защите прав потребителей, а  также студенты Горно-Алтайского Политехнического колледжа.

Открывая совещание, главный государственный санитарный врач региона Леонид Щучинов отметил, что по данным исследований Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Почты России», объем рынка электронной торговли в России вырос на 21 %, до 920 млрд. руб. Наиболее востребована у россиян на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника: на долю категории приходится 32 % трансграничного рынка, далее  идет одежда – 23,8 %, обувь – 11,8 %, косметика – 7,5 %, автозапчасти – 7,1 %. По-прежнему больше всего товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90 %, из Евросоюза – 4 %, США – 2 %.

Естественно, огромная платежеспособная аудитория покупателей привлекает и недобросовестных продавцов, а зачастую и просто мошенников, стремящихся заработать на доверчивых покупателях.

По-прежнему основными проблемами в электронной коммерции считаются непоставка товара или неоказание услуги по уже оплаченному договору; нарушение сроков доставки, компании манипулируют информацией о наличии товара по привлекательным ценам. Потребителей беспокоит реализация некачественных товаров, их несоответствие описанию, а порой и целенаправленное введение в заблуждение.

Кроме этого,  в ходе исследования Общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» более 700 популярных интернет-магазинов (и компаний, обладающих признаками интернет-магазинов) было установлено, что почти 100 компаний не размещают на сайте обязательную информацию о своем месте нахождения, а 9 компаний разместили недостоверные реквизиты.

Рост онлайн-торговли закономерно ведет к росту доли жалоб от потребителей на этот сегмент экономики. С 2012 года рынок онлайн-торговли в России вырос в 2,8 раза, и если тогда на нее приходилось 2,7% от всех жалоб потребителей на сферу розничных продаж, то в 2017 году — уже 8,6%. В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в 2018 году поступили 17 жалоб потребителей по поводу Интернет-торговли, в то время как в 2017 году поступило лишь 3 жалобы. То есть, количество жалоб на онлайн-торговлю выросло в разы. Поэтому для успешного развития электронной коммерции в частности и цифровой экономики в целом крайне важно создать атмосферу доверия для потребителей.

Представители Роспотребнадзора,   Роскомсвязи, полиции и Почты России рассказали   участникам о существующих  проблемах в сфере защиты прав потребителей по сделкам электронной коммерции и предложили алгоритм действий в случае  нарушения прав потребителей.

Представители Роспотребнадзора проинформировали  о принимаемых службой мерах по решению проблем защиты потребителей по сделкам в сети Интернет и призвали потребителей активней повышать потребительскую грамотность и пользоваться своими правами. Приведены примеры, когда при поддержке Роспотребнадзора, потребители смогли отстоять свои права на качественные товары и услуги в судах, при этом в пользу потребителей судами взысканы суммы, превышающие в два и в три раза стоимость товаров и услуг.

По итогам «круглого стола» принята резолюция,  выполнение которой призвано способствовать повышению потребительской грамотности и, как следствие, повышению степени защищенности потребителей.